Cейчас у нас, рожденных в СССР, есть перед современными американцами существенное историческое преимущество – мы это все уже один раз проходили.

Пост из серии "Одобряем линию партии". По сообщениям прессы, Илон Маск потребовал, чтобы все американские чиновники отчитались о своей работе — или их уволят: "В соответствии с указаниями президента Трампа, все федеральные сотрудники в ближайшее время получат электронное письмо с требованием дать понять, что они сделали за минувшую неделю. Отсутствие ответа будет расцениваться как уход в отставку". И тут на меня нахлынуло…

О моей юности в университете по сети гуляют всякие небылицы. Одно время утверждали, что я чуть ли не был комсоргом университета. Если бы! Будь я комсоргом университета, я бы не писал вам здесь посты, а стриг бы купоны где-нибудь на Мальдивах. Комсорги оказались гораздо лучше приспособлены к жизни в рыночных условиях, чем отличники. Нет, я закончил свою общественную карьеру председателем Совета молодых ученых Университета, что, согласитесь, было более логично. Но в промежутке меня где-то все-таки выбрали замом по идеологии то ли курса, то ли факультета. Опыт был недолгим, но травматичным.

К общественной работе я был совершенно не приспособлен, а в той ее части, где она включала минимальные организационные навыки, и вовсе в дело употреблен быть не мог. Кстати, мои отношения с Ходорковским, с которым я познакомился лет 30 спустя после окончания университета, до сих пор строятся как отношения зама комитета комсомола по идеологии с замом по оргработе: один искренне не может понять, зачем организовывать бессмысленное, а другой – зачем осмыслять неорганизуемое. Но так или иначе, благодаря общественной работе, мне иногда приходилось выходить из своего внутреннего мира во внешний, сталкиваясь с реальностью, отчего реальность сильно страдала.

Частью моих обязанностей было "трясти" с однокурсников "личные комплексные планы". Это было даже хуже, чем трясти взносы: там отдал - и месяц живи спокойно, а тут надо что-то из пальца высосать и потом еще отчитываться в исполнении "высосанного". По содержанию там было все, как любит Маск, – пять пунктов о том, чего достиг, столько же о том, чего собираешься достигнуть, а также немного о том, как тебе в этом помогает трампизм-ленинизм.

Ценой невероятных ухищрений и унижений я "натряс" штук сто этих планов с однокурсников и… потерял их все за день до того, как их нужно было сдать в комитет комсомола. Это была жуткая ночь. Докторская диссертация какое-то время спустя далась мне значительно легче. Я изобразил около сотни "личных комплексных планов" студентов юридического факультета Киевского государственного университета, невзирая на различия в их гендерном, возрастном и социальном статусе. Сегодня, сорок с лишним лет спустя, я приношу свои извинения всем моим однокурсникам, за которых я взял тогда повышенные обязательства. К счастью, тема преодоления демографического кризиса тогда еще не была в повестке комсомольских организаций (с этим справлялись добровольно), а то бы мне пришлось брать за однокурсниц и эти высоты.

Короче, инициатива Маска мне по душе. Правильной дорогой идете, такие заокеанские, но все равно такие наши товарищи!

Владимир Пастухов

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены